Многие
программы многоканальной записи и «виртуальные студии» (Cakewalk, Cubase, Samplitude и т.д.) обладают
развитыми наборами функций редактирования и обработки «живого»
звука. Однако, далеко не все их алгоритмы позволяют достичь
качественного результата. Например, модуль программы Cakewalk
под названием Time/Pitch
Stretch (Растяжение времени/высоты тона) позволяет
менять скорость воспроизведения в небольших пределах, при более
глубокой корректировке появляются слышимые искажения. Кроме
этого, у модуля отсутствует возможность ввода изменения скорости
в музыкальных единицах темпа - четвертных нотах в минуту. А
при работе со звуковыми библиотеками требуется именно такая
возможность.
Поэтому для выполнения серьезных
работ приходится использовать либо дополнительные наборы подключаемых
модулей, либо дополнительный аудиоредактор, а чаще - и то и
другое вместе. Кроме этого, некоторые действия по обработке
звука просто невозможно выполнить при помощи «виртуальных студий»
- ведь они «заточены» только на многоканальную запись. А в любой
компьютерной студии иногда приходится решать и другие задачи,
например: мастеринг собственных композиций, перед окончательной
записью демо кассеты или компакт-диска.
Вообще, если вы хотите получить хорошо
звучащую демо-кассету или компакт-диск, то все композиции лучше
свести в файлы (или прямо в «цифре» переписать с DAT-магнитофона назад в компьютер, при наличии
соответствующей техники), а окончательный монтаж делать при
помощи звукового редактора: нормализовать материал по уровню
0 дБ, создать равные двухсекундные паузы между песнями, сделать
кроссфейды там, где это нужно и подкорректировать эквалайзером
композиции, которые выпадают из общего звучания альбома. Конечно,
это не будет полноценным мастерингом, но для демо записи такой
«псевдомастеринг» будет очень полезен.
Особенно часто приходится прибегать
к помощи аудиоредакторов владельцам семплеров - как звуковых
карт, так и профессиональных автономных устройств. О приемах
работы с семплерами вы узнаете далее.
Если у вас уже есть звуковая карта,
то с простейшими аудиоредакторами вы должны быть знакомы. Обычно
в комплект поставки карт входит какая-нибудь программка, с помощью
которой можно записать звук, вырезать из него те или иные фрагменты
и обработать парой эффектов. Все развитые профессиональные аудиоредакторы
работают по тому же самому принципу: они могут помочь записать
моно или стерео звуковой файл, смонтировать его, пользуясь стандартными
операциями редактирования, произвести корректировку и обработать
различными эффектами. Есть в них и более специфические возможности,
но об этом речь впереди.
Сейчас есть много хороших аудиоредакторов
для Windows 95/98. Самые
распространенные - это
Cool Edit и Sound
Forge. Среди профессионалов довольно
популярен Wave Lab фирмы Steinberg. Все они обладают очень серьезными
возможностями редактирования звука, однако Sound Forge, пожалуй,
наиболее универсальная и гибкая программа.
Sound
Forge 4.5 отличается от предыдущей
версии 4.0 очень мало. Во-первых «неотъемлемой частью программы»
стали подключаемые модули, которые раньше продавались отдельно
(например, анализатор спектра). Во-вторых были внесены мелкие
изменения в интерфейс, а в-третьих, стали поддерживаться многие
форматы файлов, распространенные в Интернете, в том числе и
MP3.