E-mail Рассылка
Music Banner Network
НайтиПоиск: на:  
Главная страница --> Советы --> Школа Cakewalk

Новости сайта:



Content.Mail.Ru



Rambler's Top100

Rambler's Top100




Music Banner Network

Авторские Midi - для всех, кто пишет музыку или просто любит ее слушать

Music Banner Networ

Школа Cakewalk

Квантизация

Запись нашего фортепианного фрагмента уже близка к совершенству - при помощи клавишного редактора исправлены все ошибки исполнения. Однако может быть и еще одна проблема - ритмически неровная игра. И чтобы не переписывать двадцать раз фрагмент, добиваясь четкости исполнения, можно воспользоваться функцией квантизации для выравнивания записи.

Квантизация - это процесс выравнивания вашего исполнения относительно указанных долей такта.  Программа анализирует весь музыкальный фрагмент и притягивает все неровные ноты к ближайшим значениям ритмической сетки. То есть, ваша музыка становится абсолютно ритмична, что вряд ли можно добиться, играя "вживую" - человек просто не способен играть как машина, небольшие неточности все равно будут присутствовать.

Квантизация уже достаточно давно вызывает ожесточенные споры среди музыкантов и продюсеров. Именно ей приписывают общее "омертвение" музыки в последнее время. Апологеты "чистого" исполнения утверждают, что квантизированная игра становится механистичной и теряет индивидуальные черты. Доля истины в таких высказываниях есть. Поэтому, попробуйте воспользоваться этой функцией, но если вам не понравится результат - смело отказывайтесь от ее использования.

Давайте применим функцию квантизации к записанному нами фрагменту.

~ В поле аранжировки окна Track выделите клип с записью (для этого достаточно щелкнуть по нему мышью)

~ Выберите команду меню Edit/Quantize (Редактирование/Квантизация). На экране появится диалог Quantize (Рис. 1).

Рис. 1

~ Если в записанном вами фрагменте присутствуют шестнадцатые ноты, то в списке Resolution (Разрешение) диалога Quantize выберите Sixteenth (шестнадцатые). Если же вы играли только восьмыми, то вам надо выбрать Eighth (восьмые). Если же вы слабо себе представляете, нотами какой длительности играли, то придется поэкспериментировать и попробовать несколько вариантов разрешения квантизации.

~ Нажмите кнопку Audition (Прослушивание). Прослушайте  фрагмент. Вы должны почувствовать, что записанный фрагмент стал ровнее. Причем акцентирование полностью сохранилось, но все стало гораздо ритмичнее.

~ Если все в порядке и результат квантизации вас устраивает, то нажмите кнопку OK. Вы вернетесь в окно Track.

В диалоге Quantize ниже списка Resolution находится поле Change (Изменение). В нем вы можете отметить параметры нот, на которые будет воздействовать квантизация. Если установлен флажок Start Times (Время старта), то Cakewalk будет изменять значения начала ноты, притягивая ее к ближайшей указанной доле такта. Флажок Note Durations (Длительность ноты) включает изменения длительности нот согласно ритмической сетке. Флажок Only Notes, Lyrics and Audio (Только ноты, текст песни и звук) указывает, что воздействие будет осуществляться только на указанные события - ноты, слоги текстов песен, если оные присутствуют, или аудиоданные. Все остальные события - изменения темпа, смена пэтча и т.д. - не будут затрагиваться квантизацией. Лучше этот флажок не трогать, если только вам не нужно специально подровнять и все остальное. Последняя функция - Stretch Audio Events (Растянуть аудио события) как правило, в работе не используется  -  она работает не лучшим образом.

Сбрасывая соответствующие флажки и применяя функцию квантизации, вы можете добиться в некоторых случаях лучшего результата, чем при квантизации с параметрами по умолчанию. Например, если вы записали пассаж шестнадцатыми стаккато, т.е. отрывисто, то реальная длительность нот в этом фрагменте может быть и 1/32. Обычная квантизация шестнадцатыми сделает длительность этих нот 1/16, и ощущение отрывистой игры пропадет. Но сбросьте флажок Note Durations, и пассаж выровняется, сохраняя отрывистый характер исполнения.

С правой стороны диалога Quantize находится поле Options (Настройки). С помощью полей ввода со счетчиками можно менять параметры квантизации. Такая возможность предусмотрена разработчиками программы для борьбы с той самой "механистичностью", которую привносит в музыку обычная квантизация.

Поле Strength (Сила) позволяет регулировать степень воздействия квантизации на ноты. При установке в этом поле ввода 100% (это значение выбрано по умолчанию), программа полностью притягивает ноту от ее первоначальной позиции к ближайшей позиции ритмической сетки. А вот если установить в этом поле 50%, то нота будет проходить только пол-пути к сетке. То есть ваше исполнение станет ритмичнее, но не будет возникать ощущения работы машины.

Поле Swing (Свинг) позволяет менять ритмическую сетку, относительно которой работает  функция квантизации. Значение по умолчанию - 50%. В этом случае отношение длительности каждой пары ячеек сетки 1:1. Значение Swing 66% соответствует отношению длительностей каждой пары ячеек 2:1, а значение Swing 33% соответствует отношению 1:2 (Рис. 2).

Рис. 2

Поле Window (Окно) определяет поле "захвата" нот при квантизации. Значение по умолчанию -100%. При таком значении программа квантизирует все ноты вашего фрагмента. При уменьшении значения уменьшается и расстояние от осей координатной сетки, на котором захватываются ноты.

И, наконец, поле Offset (Возмещение) позволяет сдвигать ритмическую сетку квантизации относительно абсолютного ритма композиции, который задается метрономом. То есть, если вы укажете в этом поле значение +3 тика, то все квантизированные ноты сместятся относительно долей такта ровно на эту величину.

Если вас не удовлетворяют результаты работы обычной квантизации, то попробуйте поэкспериментировать со всеми этими параметрами - можно добиться очень интересных результатов.

Все установки, которые  вы сделаете в диалоге Quantize, можно запомнить. Для этого в списке Preset (Пресет) введите с клавиатуры любое имя и нажмите кнопку с изображением дискеты (Save). Теперь в следующий раз вам нужно будет только выбрать имя пресета в соответствующем списке и нажать кнопку OK.

В Cakewalk есть еще один очень интересный вид квантизации, который называется Groove Quantize (Шаблонная квантизация). Она работает по принципу выравнивания партии согласно заранее заданному шаблону. Этот вид квантизации был придуман как альтернатива обычной и, используя ее, можно добиться большей живости и выразительности своих композиций, сохраняя при этом максимальную ритмичность.

Давайте обработаем наш фрагмент шаблонной квантизацией.

~ В поле аранжировки окна Track выделите клип с записью.

~ Выберите команду меню Edit/Groove Quantize (Редактирование/Шаблонная квантизация). На экране появится диалог Groove Quantize (Рис. 3).

Рис. 3

~ В поле Groove Pattern (Шаблонный паттерн) выберите любой из паттернов. В поле Resolution (Разрешение) задайте нужное разрешение. Нажмите кнопку Audition. Вы услышите результат работы шаблонной квантизации. Если он вас не удовлетворяет, попробуйте поменять паттерн и снова прослушайте результат при помощи кнопки Audition.

При помощи трех ползунковых регуляторов под общим названием Strength (Сила) вы можете подобрать степень воздействия на вашу игру того или иного шаблона. Регулятор Time (Время) показывает степень воздействия на начала нот. Сто процентов соответствуют полному смещению, а меньшие значения  показывают в процентах проделываемый "путь" от реального положения нот к шаблонному. Регулятор Duration (Длительность) показывает степень воздействия на длительности, а Velosity (Скорость нажатия клавиши) - на соответствующий контроллер, отвечающий за акцентирование.

~ Выбрав один из пресетов, попробуйте изменить положение ползунковых регуляторов и прослушайте результат, нажав кнопку Audition.

~ Найдя оптимальный пресет и положение регуляторов для него, нажмите кнопку OK. Ваш музыкальный фрагмент обработается шаблонной квантизацией.

Поэкспериментировав с различными шаблонами и их настройками, можно получить довольно интересные и, порой, совершенно неожиданные результаты ритмической трактовки вашей игры.

Copyright (c) Music Studio, 2000

Оценить материал

Прислать материал

Список статей

© Dmitry Afanasev, 2004, mailto:a-dima-v@narod.ru, avtor-midi@mail.ru, a_dima_v@pisem.net

Все права на материалы, находящиеся на страницах этого сайта принадлежат авторам. Все материалы находятся в свободном пользовании и не являются коммерческим товаром. Права на структуру сайта, на любые графические детали и програмные находки принадлежат автору сайта Афанасьеву Дмитрию Валерьевичу, если не оговорено иное. Права на музыкальные произведения принадлежат авторам в соответствии с конституцией и другими законами Российской Федерации. Автор сайта оставляет за собой право предоставлять материалы в платное пользование при согласовании с фактическими авторами.

Hosted by uCoz