E-mail Рассылка
Music Banner Network
Поиск: на:  
Главная страница --> Советы --> Школа Cakewalk

Новости сайта:



Content.Mail.Ru



Rambler's Top100

Rambler's Top100




Music Banner Network

Авторские Midi - для всех, кто пишет музыку или просто любит ее слушать

Music Banner Networ

Школа Cakewalk

Приемы работы с окном Track при создании композиции

Итак, у нас есть четырехтактовый фортепианный фрагмент, представленный в виде клипа в поле аранжировки окна Track. Пришло время записывать партии других инструментов. Давайте придумаем для нашего фрагмента басовый аккомпанемент и ритмическое сопровождение на ударных.

~ Настройте вторую дорожку на запись баса. Для этого в списке Patch диалога Track Properties выберите, например, Electric Bass (Finger). MIDI-канал можно использовать любой, кроме первого, на котором у нас уже находится фортепиано. Если у вас небольшая 4-х или 5-октавная клавиатура, то в поле Key+ (Клавиша+) укажите значение -12, чтобы можно было сразу играть в регистре баса.

~ Третью дорожку настройте на запись ударных инструментов (по умолчанию барабаны находятся на 10 канале).

В Cakewalk есть совершенно замечательная функция кольцевания фрагмента. Она очень любима практически всеми пользователями секвенсеров и хорошо помогает при работе над композициями. Выделенный в поле аранжировки окна Track клип "загоняется" в кольцо и крутится там до тех пор, пока вы не выключите этот режим. За это время вы совершенно спокойно подбираете  звучание инструментов, сочиняете их партии, выставляете нужный баланс - и все прямо во время воспроизведения. Эту функцию мы сейчас и приспособим для работы.

~ В поле аранжировки окна Track (Дорожки) выделите клип, щелкнув по нему мышью. При этом в окнах на панели Select (Выбор) появятся значения начала и окончания выделения (Рис. 1).

Рис. 1

~ На панели Loop/Auto Shuttle (Петля/Авточелнок) нажмите кнопку Set Loop To Selection (Установить петлю по выделенному) Значения позиций начала и конца выделенного фрагмента появятся и в соответствующих окошках этой панели (Рис. 2).

Рис. 2

На самом деле, режим кольцевания проще всего устанавливать по целым значениям тактов/четвертей/тиков, то есть, начало закольцованного фрагмента должно иметь значение, например, 1:01:000. Тогда для создания четырехтактового кольца при размере 4/4 конечная позиция выделения должна быть 4:04:119 (в каждой четверти 120 тиков, поэтому за этой позицией следует 5:01:000, а при включенном режиме кольца воспроизведение начнется с позиции 1:01:000). Поэтому, прежде, чем "загонять" фрагмент в кольцо, нужно подкорректировать позиции его начала и окончания (в вашем конкретном случае это может и не потребоваться, но желательно знать, как выполнять подобные действия).

~ Щелкните мышью по окошку позиции начала петли (левому) на панели Loop/Auto Shuttle. Цифры в окне сменят цвет с сине-зеленого на белый.

~ Введите с клавиатуры ближайшую целую позицию. В нашем примере (Рис. 2) это будет 2:01:00 и нажмите клавишу Enter. Позиция начала петли изменит свое значение.

~ Щелкните мышью по окошку позиции окончания петли (правому) на панели Loop/Auto Shuttle. Цифры в окне сменят цвет с сине-зеленого на серый.

~ Введите с клавиатуры позицию окончания. Она будет на один тик меньше, чем ближайшее целое значение. В нашем примере (Рис. 2) это будет 5:04:119, и нажмите клавишу Enter. Позиция окончания петли изменит свое значение.

Теперь можно устанавливать режим петли и пробовать его работу.

~ Нажмите кнопку Loop On/Off (Петля вкл/выкл) на панели Loop/Auto Shuttle. Режим петли установлен. При этом в поле аранжировки окна Track появятся два желтых маркера, которые символизируют позиции начала и окончания петли. Вы можете захватить любой из этих маркеров и переместить в новую позицию. Соответственно изменятся и значения позиции на панели Loop/Auto Shuttle.

~ Нажмите кнопку Play на панели Transport. Вы услышите свой закольцованный фрагмент.

~ Если вы не применяли квантизацию, то во время воспроизведения может теряться первая нота фрагмента. Для того, чтобы ликвидировать эту проблему, откройте клавишный редактор и переместите первую ноту в позицию начала петли (в нашем примере пришлось перенести первую ноту с позиции 1:04:114 в позицию 2:01:000).

Итак, при запуске воспроизведения, партия фортепиано крутится в кольце. Установите курсор в поле управления и настроек на любую ячейку второй дорожки. Поворачивайтесь к клавиатуре и подберите басовую линию. Если вы хоть немного знакомы с музыкой, этот процесс не должен вызывать проблем.

После того, как партия баса придумана, ее можно записать. Это можно сделать как в кольце, так и отключив его. Выбирайте, как вам удобнее. После записи отквантизируйте бас. Точно таким же образом поработайте над партией ударных и запишите их.

У нас готово четыре такта музыкального фрагмента, состоящего из партий трех инструментов. Фрагмент представлен в поле аранжировки окна Track в виде трех клипов, расположенных на разных дорожках (Рис. 3) . Совершенно естественно, с этими клипами можно производить любые операции - копировать, перемещать, резать, соединять и т.д. Особенно часто это приходится делать во время окончательного монтажа композиции. Давайте сейчас освоим все операции, которые можно производить с клипами. А начнем мы с  перемещения.

Рис. 3

~ Выделите клип на первой дорожке, щелкнув по нему мышью.

~ Теперь подведите к выделенному клипу указатель мыши. Нажмите и удерживайте ее левую кнопку.

~ Переместите клип на новое место.

~ Отпустите левую кнопку мыши. На экране появится диалог Drag and Drop Options (Дословный перевод - "Настройки перетаскивания и бросания").

~ Сбросьте в этом диалоге флажок с опции Ask This Every Time (Спрашивать это каждый раз). Нажмите кнопку OK. Вы увидите клип на новом месте.

Эту же операцию можно произвести и другим образом.

~ Выделите клип на первой дорожке, щелкнув по нему мышью.

~ Выберите команду меню Edit/Cut (Редактирование/Вырезать) или нажмите кнопку Cut на панели Standard. На экране появится диалог Cut.

~ Нажмите кнопку ОК в этом диалоге.

~ Установите курсор позиции песни в любое место, куда вы хотите переместить клип, щелкнув мышью по линейке тактов.

~ Выберите команду меню Edit/Paste (Редактирование/Вставить) или нажмите кнопку Paste на панели Standard. На экране появится диалог Paste.

~ В поле Starting at Time (Стартовать с позиции) точно введите позицию вставки (можете это не делать, если вы изначально точно установили курсор). Нажмите кнопку ОК. Клип переместится.

Если вы хотите сразу точно выставлять клипы в аранжировке и курсор позиции песни, то нажмите кнопку Snap To Grid которая расположена в правом нижнем углу поля аранжировки окна Track, рядом с кнопками горизонтального масштаба . Эта кнопка включает режим притягивания клипов к ритмической сетке. По умолчанию включено притягивание к целым долям. Если вы хотите изменить частоту ритмической сетки, то проделайте следующие действия:

~ Удерживая клавишу Shift, щелкните мышью по кнопке Snap To Grid.  На экране появится диалог Snap to Grid (Притянуть к координатной сетке) (Рис. 4).

Рис. 4

~ В поле Resolution (Разрешение) выберите необходимую частоту координатной сетки, например, Quarter (Четвертная нота).

~ Нажмите кнопку ОК. Теперь курсор или клипы при операциях перемещения и копирования будут притягиваться к ближайшим четвертным долям. 

Кстати говоря, точно такая же кнопка есть в окне Piano Roll. И при редактировании нот ей очень удобно пользоваться.

Теперь давайте скопируем клип.

~ Выберите команду меню Edit/Undo Drag Move (Редактирование/Отменить перемещение) или нажмите кнопку Undo на панели Standard. Клип вернется в исходное положение.

~ Выделите клип, щелкнув по нему мышью.

~ Теперь подведите к выделенному клипу указатель мыши. Нажмите и удерживайте на клавиатуре клавишу Ctrl.  Сразу после этого нажмите и удерживайте левую кнопку мыши.

~ Переместите клип на новое место.

~ Отпустите кнопку мыши и клавишу Ctrl. Клип скопируется. Таким образом можно один и тот же участок аранжировки тиражировать бесконечное количество раз.

~ Отмените копирование - клип вернется в исходное положение.

Эту же самую операцию можно проделать и по-другому.

~ Выделите клип на первой дорожке, щелкнув по нему мышью.

~ Выберите команду меню Edit/Copy (Редактирование/Копировать) или нажмите кнопку Copy на панели Standard. На экране появится диалог Copy.

~ Нажмите кнопку ОК в этом диалоге.

~ Установите курсор позиции песни в любое место, куда вы хотите скопировать клип, щелкнув мышью по линейке тактов.

~ Выберите команду меню Edit/Paste (Редактирование/Вставить) или нажмите кнопку Paste на панели Standard. На экране появится диалог Paste.

~ В поле Starting at Time точно введите позицию вставки (можете это не делать, если вы изначально точно установили курсор). Нажмите кнопку ОК. Клип скопируется.

~ Отмените копирование - клип вернется в исходное положение.

~ Теперь нажмите клавишу Shift, и, удерживая ее, щелкните по всем трем вашим клипам - они выделятся. Попробуйте переместить или скопировать сразу все три клипа. После этого отмените результаты всех ваших действий.

Теперь перейдем к операциям объединения и разделения.

~ Скопируйте клип с записью фортепиано и установите копию сразу за оригинальным клипом так, чтобы при воспроизведении они звучали без паузы. 

~ Удерживая клавишу Shift, щелкните мышью сначала по одному, а затем по другому клипу первой дорожке. Оба клипа выделятся

~ Щелкните по выделенным клипам правой кнопкой мыши и в контекстном меню выберите Combine (Объединение). Два клипа объединятся в один.

~ Если вы случайно сняли выделение, то выделите объединенный клип снова. Щелкните мышью по линейке тактов в том месте, где вы хотите разрезать этот клип. Курсор поля аранжировки переместится в это место.

~ Щелкните по выделенному клипу правой кнопкой мыши и в контекстном меню выберете Split (Разделение). На экране появится диалог Split Clips (Разделение клипов) (Рис. 5)

Рис. 5

~ В поле Split At Time (Разделить во времени) диалога указана позиция разделения. Если она вас не удовлетворяет, то введите нужную позицию. Нажмите кнопку OK. Клип разделится, и на первой дорожке снова появятся два клипа.

Таким образом вы можете в окне аранжировки составлять из отдельных клипов большие композиции. А операция копирования помогает не тратить время на перезаписывание повторяющихся музыкальных частей.

В длинной композиции иногда бывает нелегко ориентироваться. Программа Cakewalk обладает возможностью устанавливать в поле аранжировки текстовые маркеры, которые облегчают поиск нужного места. Скопируйте три своих клипа несколько раз, чтобы получилась достаточно длинная композиция. Давайте расставим в ней несколько маркеров.

~ На панели View нажмите кнопку Markers view (или выберите команду меню View/Markers).  На экране появится окно Markers (Маркеры) (Рис. 6). Расположите его таким образом, чтобы видеть одновременно и окно Track.

Рис. 6

~ Щелкните мышью по линейке тактов поля аранжировки окна Track в том месте, где вы хотите сделать поясняющую надпись. Курсор позиции песни переместится в указанную позицию.

~ Нажмите кнопку Insert Marker (Вставить маркер) в окне Markers. На экране появится диалог Marker (Рис. 7).

Рис. 7

~ В поле Name (Имя) диалога наберите с клавиатуры текст, который вы хотите видеть в поле аранжировки окна Track, например, такой, как на Рис. 7. Убедитесь, что в поле Time (Время) диалога указана нужная позиция установки маркера. Если она не верна, то введите правильное значение.

~ Нажмите кнопку ОК. В окне Markers появится соответствующая строка, а в поле аранжировки окна Track установится маркер.

~ Точно таким же образом выставьте и другие маркеры.

Если после проделанных операций вы щелкните мышью на одной из строк окна Markers, то в поле аранжировки окна Track курсор перепрыгнет в позицию указанного маркера. Таким образом очень удобно перемещаться по композиции.

Copyright (c) Music Studio, 2000

Оценить материал

Прислать материал

© Dmitry Afanasev, 2004, mailto:a-dima-v@narod.ru, avtor-midi@mail.ru, a_dima_v@pisem.net

Все права на материалы, находящиеся на страницах этого сайта принадлежат авторам. Все материалы находятся в свободном пользовании и не являются коммерческим товаром. Права на структуру сайта, на любые графические детали и програмные находки принадлежат автору сайта Афанасьеву Дмитрию Валерьевичу, если не оговорено иное. Права на музыкальные произведения принадлежат авторам в соответствии с конституцией и другими законами Российской Федерации. Автор сайта оставляет за собой право предоставлять материалы в платное пользование при согласовании с фактическими авторами.

Hosted by uCoz